Нефть по дружбе
Из-за санкций, введенных после начала СВО, Россия почти полностью лишилась европейского нефтяного рынка, на котором до февраля 2022 года занимала порядка 30%. В связи с этим российской промышленности пришлось осваивать новые рынки и налаживать контакты с «дружественными» странами. Переориентация на страны Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока уже началась и продолжится в будущем, заявляют в правительстве.
По итогам прошлого года, поставки российской нефти в Индию выросли в 22 раза, а продажа энергоресурсов в 2022 году обеспечила 42% бюджетных поступлений. Об этом в конце марта на итоговом заседании коллегии Минэнерго заявлял вице-премьер правительства Александр Новак. При этом общий объем экспорта российской нефти в марте 2023 года, согласно обзору Международного энергетического агентства (МЭА), вырос до самого высокого уровня с апреля 2020 года. Это, как отмечается в обзоре, произошло «благодаря резкому увеличению потоков нефтепродуктов»: общий объем отгрузки нефти увеличился до 8,1 млн баррелей в сутки.

В конце марта стало известно о визите главы «Роснефти» Игоря Сечина в Индию, в ходе которого было подписано соглашение об увеличении поставок российской нефти и диверсификации ее сортов между ПАО «НК «Роснефть» и Indian Oil Company. Помимо нефти, на индийский рынок стали экспортировать сопутствующие оборудование, технологии и материалы. Так, например, стерлитамакское ООО «РН-Кат», входящее в структуру башкирского нефтяного гиганта АНК «Башнефть», стало первым предприятием, работающим на экспорт отечественного катализатора. Как сообщили в пресс-службе «Башнефти», в конце 2022 года «Роснефть» подписала соглашение с индийской Nayara Energу, владеющей нефтеперерабатывающим заводом в городе Вадинар. Завод мощностью 20 млн тонн в год является вторым по величине в Индии и одним из самых технологически развитых в мире. В рамках соглашения в Индию уже экспортировано 600 тонн катализаторов гидроочистки дизельных фракций, которые производит ООО «РН-Кат».

Вместе с тем об объемах экспорта непосредственно нефти и нефтепродуктов в «Башнефти» не говорят, объясняя это «политикой компании».

По результатам I квартала 2023 года Россия стала крупнейшим поставщиком нефти и природного газа в Китай, обойдя Саудовскую Аравию, Катар и Австралию.
Только в январе и феврале этого года объем российской нефти, экспортированной в Китай, 15,68 млн тонн — это 1,94 млн баррелей в сутки. Как сообщал Reuters со ссылкой на данные Главного таможенного управления КНР, эти показатели на 23,8% превысили результаты за аналогичный период 2022 года. Объемы поставки газа по газопроводу и в сжиженном виде составили 2,7 млрд кубометров.

Другим партнером, отношения с которым активно развивает в том числе и башкирская нефтегазовая отрасль, стал Иран. В начале марта башкирская делегация во главе с руководителем региона Радием Хабировым отправилась в Иран с трехдневным визитом, в ходе которого компании Башкирии заключили соглашения почти на 5 млн долларов. Большая часть соглашений касалась разведки и бурения нефтяных и газовых скважин, поставок смазочных материалов и оборудования для нефте- и газодобычи.

По словам премьер-министра Башкирии Андрея Назарова, поскольку нефть — это «один из основных ресурсов» как для Ирана, так и для нашего региона, стороны «наметили ряд направлений для кооперации и обмена технологиями» в этой области.

После визита башкирской делегации торговый представитель России в Иране Рустам Жиганшин отметил, что одним из главных направлений в сотрудничестве Башкирии и Ирана может стать поставка нефтегазового оборудования, поскольку именно таким оборудованием «славится» республика, а так как Иран — «крупная нефтедобывающая и газодобывающая страна», то, «конечно, такое оборудование будет востребовано» там.

Помимо нефти, большой объем российского экспорта приходится на дизельное топливо, которое было максимально востребовано в ЕС. К началу марта 2023 года перепрофилирование произошло и в поставках дизтоплива: агентство Refinitiv Eikon сообщало о том, что экспорт дизеля из России в направлении Турции, Бразилии и стран Африки в марте увеличился до рекордных уровней.
Так, по данным агентства, в Турцию было отгружено более 1,2 млн тонн, при этом в феврале этот показатель составлял 0,8 млн тонн. Около 0,3 млн тонн дизельного топлива было отгружено в Бразилию (рост на 46%).

Другими крупными потребителями стали африканские страны: Ливия (около 200 тыс. тонн), Алжир (165 тыс. тонн) и Тунис (100 тыс. тонн). Помимо этого, около 200 тыс. тонн российского дизеля ушло в Объединенные Арабские Эмираты и не менее 450 тыс. тонн — в Саудовскую Аравию.

Санкции ЕС сказались и на газовой промышленности. Так, по итогам 2022 года Россия сократила добычу до 673,8 млрд кубометров, а экспорт газа снизился на 25,1% и составил 184,4 млрд кубометров. Как отмечал в своей статье для журнала «Энергетическая политика» вице-премьер российского правительства Александр Новак, объемы добычи снизились на 11,66% по сравнению с 2021 годом.

Тем не менее, по словам господина Новака, отказ Европы от российского газа открыл для России новые экспортные возможности.

«В течение года активно наращивались поставки газа в КНР. Не раз были обновлены рекорды суточной транспортировки российского газа по газопроводу «Сила Сибири». В результате поставки газа в Китай по «Силе Сибири» увеличились на 48% и достигли исторического максимума в 15,4 млрд куб. м»,— написал вице-премьер в своей статье.

По мнению аналитиков, экспорт российской нефти и нефтепродуктов, сильно обвалившийся после объявления эмбарго, сейчас достаточно уверенно восстанавливается, а сами экспортеры, хотя и столкнулись с удорожанием и усложнением логистики, в целом не сильно пострадали.

Как отмечают аналитики Группы «Деловой профиль», пока положительная динамика в объемах экспорта связана именно с тем, что России удается выходить на новые рынки и заменять ими европейские направления.
Анна Соколова