Фарид Рехмуков
Главный архитектор Уфы с 1965 по 1986 год
История Уфы неразрывно связана с Фаридом Рехмуковым, который с 1965 по 1986 год был главным архитектором города.
Фарид Рехмуков ввел в практику проведение архитектурных советов, на которых архитекторы рассматривали проекты будущих объектов. В 1960–1970-е годы участвовал в разработке проектов уфимских жилых микрорайонов «Солнечный», «Лесопарковый», «Телецентр», «Новиковка», «Орджоникидзевский». Также ему принадлежит авторство архитектурного решения памятника Шагиту Худайбердину скульпторов Тамары Нечаевой и Бориса Фузеева, который украшает площадь у Дома печати.

Фарид Рехмуков добился перехода застройки города от единичных объектов к комплексной, микрорайонной. При нем облицовка фасадов зданий велась в основном белой бетонной плиткой местного производства, за что Уфу называли «белокаменной столицей», вспоминал бывший председатель Госстроя Башкирии (ныне Минстрой республики) Риф Амиров. Большое внимание уделил развитию транспортной сети столицы, по его инициативе заложили будущий проспект Салавата Юлаева.
В 1957 году, когда отмечалось 400-летие добровольного вхождения Башкирии в состав Русского царства, состоялась закладка монумента Дружбы. Обелиск открыли в 1965 году. Авторами памятника выступили московские скульпторы Михаил Бабурин и Галина Левицкая, а также архитекторы Евгений Кутырев и Геннадий Гаврилов.

Бронзовые фигуры русской и башкирской женщин, сидящие у основания монумента, были отлиты на ленинградском заводе «Монумент-скульптура». Ранее на месте нынешнего монумента Дружбы располагалась Троицкая церковь, закрытая в 1930 году и взорванная в июне 1956 года, а до этого — деревянный Уфимский кремль, сгоревший при пожаре.
В 1967 году открыли еще один знаковый объект — памятник Салавату Юлаеву работы народного художника Северной Осетии и Башкортостана Сосланбека Тавасиева.

Статую отливали также в «Монумент-скульптуре». При массе в 40 тонн и высоте 9,8 м у него всего три опорные точки. Памятник стал визитной карточкой Уфы, его изображение поместили на герб республики. За эту работу скульптору присудили госпремию СССР.
Также в 1967 году начали работать знаковый универмаг «Уфа» и Дворец спорта на улице Зорге. Спортивный объект, возведенный по заказу Уфимского приборостроительного производственного объединения, стал самым крупным крытым сооружением в Башкирии и первым зданием с искусственным льдом. До 2007 года, когда была построена «Уфа-Арена», являлся домашней площадкой хоккейного клуба «Салават Юлаев». В год открытия юлаевцы провели там свой первый хоккейный матч. В 2012 году Дворец спорта подвергся масштабной реконструкции.
В 1968 году свое первое представление дал уфимский Госцирк, построенный по проекту циркового здания в Новосибирске архитектора Георгия Непреенко. С 2017 года цирк в Уфе закрыт из-за аварийного состояния. Сообщалось, что его реконструкция начнется в 2026 году.
В 1967 году был снесен старый железнодорожный вокзал Уфы, построенный в 1888 году в стиле эклектики по проекту архитектора Федора Эссена. На его месте в 1970 году появился новый железнодорожный вокзал Уфы по проекту архитектора «Мосгипротранса» Михаила Готлиба в типовом советском стиле. В 2006 году началась его реконструкция, которая продолжается и сегодня.

Также по типовому советскому проекту в 1979 году построено главное здание Башкирии — пятиэтажное здание правительства, называемое Белым домом. Материалом стен стал белый кирпич. Архитекторами являются Владимир Залегаллер и Юрий Паечкин. На его месте в XIX — начале XX века располагалась Соборная площадь с Воскресенским кафедральным собором в центре, разрушенным в 1930-е годы. До этой постройки Совнарком республики находился в так называемом первом Доме правительства на Советской площади.
В 1982 году на площади Ленина перед горсоветом возведен Русский театр драмы. Проект театра разработал Московский институт ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Строительство длилось более десяти лет.

Архитектору Алексею Печенкину принадлежит идея обрамления козырька — голубого фриза на фасаде театра. Заготовки, металлические чешуйки, покрывали эмалью и обжигали на уфимском заводе «Эмальпосуда». Скульпторы Владимир Лемпорт и Николай Силис оформляли пилоны — вертикальные колонны перед входом в театр.

В 1934 году на месте снесенной Александровской церкви в Уфе начали строить Дворец труда, в котором в годы войны разместили Рыбинский завод телефонной аппаратуры. Завод неоднократно горел, за что его прозвали «горелым». В 1980–1985 годах по проекту архитекторов Рудольфа Кирайдта и Рудоля Авсахова здание было перестроено и стало современным Дворцом профсоюзов. В просторном холле под арочной остекленной крышей располагается летний сад, к которому ведет широкая двойная лестница. В отделке использованы национальные башкирские мотивы. В 2013 году на площади перед Дворцом профсоюзов установили памятник народному поэту Башкортостана Мустаю Кариму. Автором композиции стал скульптор Андрей Ковальчук.
Одним из самых больших сооружений своего времени в республике стал дворец культуры «Нефтяник», построенный по просьбе руководства «Башнефти». Возведен в честь нефтедобытчиков в 1981 году по проекту архитекторов Михаила Мазина, Олега Новикова и других специалистов из института «Башнефтепроект». Крыша дворца оформлена в виде медовых сот.

В 2013–2014 годах здание модернизировали для проведения саммитов ШОС и БРИКС, переименовав в Государственный концертный зал «Башкортостан». Эти же архитекторы стали соавторами проекта комплекса зданий КГБ Башкирской АССР, а ныне — Управления ФСБ по республике и прокуратуры Башкирии, построенных в 1985 году.

Также архитекторы Михаил Мазин и Мазида Батырова принимали участие в проектировании Дома Госсобрания-Курултая Башкирии, построенного в 1989 году в стиле брутализма.