Учат дома
Несмотря на то, что в России за последний год фиксируется увеличение объема рынка EdTech (от англ. Educational technology – рынок онлайн-образования. – «ИТ»), в Башкирии перевод на онлайн-обучение общеобразовательных учреждений из-за новой коронавирусной инфекции COVID-19 не прошел без проблем. Эксперты называют в качестве причин резкий переход на дистанционное образование, к которому не удалось подготовиться, а также отсутствие интернета в отдаленных населенных пунктах и нормальной материальной базы у преподавателей. По мнению опрошенных спикеров, со временем ситуацию удастся стабилизировать.
По итогам 2019 года российский рынок образования достиг 45–50 млрд руб., рост составил 20–25%, говорится в исследовании «Интерфакс Академии». По оценке экспертов, половину EdTech-рынка занимает дополнительное образование для взрослых.

Во время пандемии коронавируса цифровые услуги и онлайн-платформы начали развиваться стремительными темпами. В качестве примера представитель учебного центра «Сетевая Академия» Юлия Шикова привела тот факт, что в условиях самоизоляции многие ушли учиться в онлайн - кто-то по направлению работодателя, кто-то для развития полученных ранее навыков, а кто-то в поисках новой профессии. Она отметила, что только за первые две недели спрос в учебном центре вырос на 80%.

«В настоящее время в мире существует и используется множество различных онлайн-образовательных платформ. У многих людей во всем мире давно появилась возможность проходить обучение практически в лучших вузах мира, осваивая новые специальности или получая новые компетенции для использования в рамках своих текущих профессий. Но сейчас особое внимание приковано к системе школьного образования из-за ситуации с COVID-19. Во многих странах мира школы были вынуждены перейти на формы дистанционного обучения. Но, поскольку это произошло резко, то возникли некоторые проблемы. Причем проблемы возникли практически во всех странах, включая даже США и западную Европу», – рассказывает генеральный директор образовательной цифровой платформы «ЯКласс» Андрей Илингин.

В регионе наиболее заметным для рынка и также не беспроблемным оказался переход образовательных учреждений на дистанционные уроки с 6 апреля 2020 года и до особых указаний.

Среди рекомендованных министерством ресурсов были и остаются Яндекс.Учебник, Виртуальная школа Сбербанка, «Учи.ру», «ЯКласс», «Российская электронная школа». Все школы республики работают в автоматизированной системе АИС «Образование». В министерстве образования Башкирии предусмотрели несколько вариантов онлайн-обучения.

Глава ведомства Айбулат Хажин сообщил, что, прежде всего, это онлайн-уроки для учащихся, у которых есть все условия для выхода в интернет, затем дистанционное обучение, где предусмотрена передача заданий по почте и через мессенджеры, а в населенных пунктах, где плохая связь или нет интернета, детям предполагается привозить на дом домашние задания и забирать их.

Позже господин Хажин признал, что система не справилась с количеством пользователей и портал «лег». «150 тыс. детей, почти 9 тыс. учителей, 14 муниципалитетов с 12:00 до часа нагружали систему. Смотрели, как работают российские цифровые образовательные платформы. И самый раскрученный портал «Российская электронная школа», на котором сидит очень много российских школ, просто встал при тестировании, как говорят специалисты, «лег». Сегодня ситуация повторилась», — сказал тогда Айбулат Хажин, пообещав исправить ситуацию. Поручение вернуть в строй «рухнувшие серверы» дал и глава Башкирии Радий Хабиров.

Образовательная система, отмечает главный редактор по контенту образовательной платформы «Юрайт» Александр Сафонов, была не подготовлена к стремительному развитию событий, так как не у всех преподавателей и студентов есть компьютеры, смартфоны и каналы коммуникации. Не всегда адекватна правовая база, хотя министерства стараются решать острые моменты, отмечает он, а в отдаленных местах есть сложности с интернетом или с устойчивым электричеством.

Эксперты отмечают, что рано или поздно ситуация выровняется, а проблем с трафиком уже сейчас нет в крупных городах и районных центрах.

«В Башкирии ситуация относительно неплохая в техническом смысле. Повышенная нагрузка на провайдеров, да и на сами образовательные платформы, связана с резким переходом большого количества учащихся и педагогов на дистанционный формат обучения. До этого рост аудитории таких сервисов был плавным и прогнозируемым, но в этом году рост был намного выше, поэтому многие оказались не готовы. Но это не такая большая проблема: она решаема, поэтому скоро все будет работать стабильно», – считает Андрей Илингин.
"Невозможно осуществить массовый переход на дистанционное обучение одномоментно без проблем, - комментирует ситуацию генеральный директор компании «Уфанет» Искандар Бахтияров. - Они были предсказуемы – образовательные сайты не рассчитаны на такую нагрузку."

О готовности провайдеров справиться с таким трафиком в "Уфанет" отмечают, что не берутся утверждать за всех, но сама компания к нему готова.

Также провайдер подчеркивает, что основная масса проблем жителей связана именно с Wi-Fi: частотный «эфир» очень сильно загружен, особенно в многоквартирных домах, что влияет на скорость соединения.
"Количество звонков в наш колл-центр увеличилось примерно на 30%. Когда к нам обращаются с такими вопросами, один из популярных вариантов решения - подключить кабель напрямую к компьютеру, тогда всё нормализуется. Нашим абонентам мы бесплатно предоставляем до 15 м кабеля с патчкордом", - добавляет Искандар Бахтияров.
генеральный директор
АО Уфанет
Искандар Бахтияров,