Пандемия онлайн
Российские и башкирские операторы связи, образовательные площадки, онлайн-сервисы отреагировали на пандемию новой коронавирусной инфекции COVID-2019, предоставив скидки или бесплатный доступ для своих пользователей. Толчок к развитию получили также и компании, предоставляющие возможности для обеспечения удаленной офисной работы. Эксперты считают, что после окончания самоизоляции спрос на онлайн удержать будет можно, но сложнее.
Компания BlueFocus опубликовала исследование о том, как карантин повлиял на потребности людей. Аналитики выяснили, что в Китае был зафиксирован рост онлайн-игр на 300% по отношению к 2019 году. Спрос возрос и на облачные сервисы, например, телемедицину, онлайн-образование и кинотеатры, а также развлечения. Только Тик-Ток видео на тему пандемии в совокупности достигли 330 миллионов просмотров.

По мнению экспертов, в России прежде всего выигрывают компании, которые могут дать инструменты для ведения бизнеса онлайн. Наибольшую популярность набрал американский сервис Zoom, который предоставил бесплатное программное обеспечение для удаленной работы и в течение последнего месяца набрал рекордное число пользователей. На пандемию, помимо Zoom, откликнулись и Microsoft, Google, LogMeIn, Cisco. В Башкирии также фиксируется спрос на подобные цифровые решения.
директор отделения по Республике Башкортостан компании «МегаФон»
Дамир Байгильдин,
С марта мы зарегистрировали рост спроса. Например, востребованность сервисов для онлайн-конференций и вебинаров в марте по сравнению с февралем увеличилась в 10 раз. Большой популярностью пользуется облачное решение Virtual Desktop Infrastructure (VDI. – «ИТ»), позволяющее получить удаленный доступ к рабочему месту сотрудника и информационным системам компании. Спрос на платформу для создания виртуальной инфраструктуры «Деловое облако» увеличился в марте в пять раз. Также мы видим рост использования CDN-сервиса (англ. Content Delivery Network – географически распределенная сетевая инфраструктура. – «ИТ»), который позволяет организовать онлайн-трансляцию для аудитории любого размера. На 30% в марте вырос спрос на умную телефонию «Виртуальная АТС», а также на «Контроль кадров», позволяющий определять, что сотрудник действительно находится дома», – комментирует директор отделения по Башкирии компании «МегаФон» Дамир Байгильдин.
Потребительская самоизоляция
Коронавирус, нарушив бытовую рутину, внес свои коррективы и в жизнь обычных пользователей. Ограниченность в передвижениях и в привычных развлечениях повлияла на увеличение спроса на интернет-магазины, доставку, онлайн-кинотеатры и развлечения.

«Карантин уже дал толчок к развитию, потому что в онлайн массово перешли даже те организации и структуры, которые не считали для себя это возможным: школы, государственные учреждения, медицинские организации. Никто не знает, как долго продлится пандемия. Но одно ясно уже сейчас: режим самоизоляции отныне может повторяться регулярно, и общество должно быть готово к этому. Сервисы видеоконференций, онлайн-образование, интернет-магазины, виртуальные игры, приложения для медитаций — все они сейчас испытывают резкое увеличение спроса», – отмечает представитель компании CEO Master Kit Inc Дарья Трутнева.

Популярность набрали и сервисы доставки онлайн-ретейлеров, среди которых X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), сервисы "Утконос" и "СберМаркет". По данным Ozon, вырос спрос и на товары для домашнего досуга – книги, онлайн-тренировки. Оценена также и возможность бесконтактной доставки в сервисах заказа готовой еды – "Яндекс.Еда" и Delivery Club.

По словам Дамира Байгильдина, в МегаФон ТВ с середины марта более чем на 40% возросло потребление детского контента. Чтение газет и журналов увеличилось на 22,8%, а прослушивание прессы в аудиоформате – на 15,3%. Руководитель отделения отметил также рост в 2,5 раза интереса к облачному геймингу.
Задел на спрос
В России одними из первых решили поддержать потребителей Минкомсвязи Российской Федерации и АНО «Цифровая экономика», которые при поддержке российских интернет-компаний и операторов запустили портал все.онлайн, объединяющий на одной площадке цифровые услуги для граждан. Всего на площадке к настоящему моменту 446 таких услуг.

В Башкирии провайдеры кабельного и цифрового ТВ вместе с операторами сотовой связи также приготовили для жителей Башкирии в период карантина по коронавирусной инфекции несколько бесплатных услуг. По данным министра цифрового развития республики Геннадия Разумикина, к месячной акции подключились семь компаний: «Башинформсвязь», «Уфанет», «ЭР-Телеком Холдинг», «Кристалл», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом», «Мегафон».

Компания «Ростелеком» предложила бесплатное использование сервиса интерактивного ТВ и онлайн-кинотеатра Wink и образовательную онлайн-платформу «Ростелеком. Лицей» для школьников. С середины марта сервис Wink предоставил бесплатный доступ к отечественному кино, сериалам и мультфильмам, кулинарным курсам, фитнес-тренировкам, видео-путешествиям и экскурсиям, спектаклям и концертам. «Лицей» содержит видеоуроки с учителями ведущих российских школ, тесты и конспекты для закрепления знаний. С 23 марта «Ростелеком» открыл доступ к платформе за символический 1 руб. в месяц.
генеральный директор
ПАО «Башинформсвязь»
Сергей Алферов,
«В Республике Башкортостан и Поволжье в целом «Ростелеком» фиксирует рост спроса на цифровые сервисы компании. Этому способствовали массовый переход на удаленную работу, выросшая потребность людей в дистанционном образовании, цифровых видеосервисах и онлайн-покупках. Увеличилось число заявок на предоставление доступа к высокоскоростному интернету, на подключение интерактивного ТВ и телефонии. Повысилась потребность в пакетных предложениях. С начала массовой самоизоляции россиян зрители сервиса Wink стали больше смотреть новости и в разы чаще заказывать просмотр фильмов и сериалов. Спрос на образовательный и развивающий контент вырос более чем в 10 раз по сравнению с показателями трехнедельной давности. К концу первой недели апреля каждый четвертый пользователь Wink просматривал видео в этих категориях. Так, например, совокупные просмотры фитнес-занятий сравнялись с блокбастерами и превысили отметку в 100 тыс. просмотров в день», – комментирует генеральный директор ПАО «Башинформсвязь» Сергей Алферов.
Бесплатный доступ к образовательным и развлекательным сервисам, а также к решениям для проведения онлайн-конференций и вебинаров для предприятий до конца апреля предоставили также и в компании «Мегафон». Платформа «МегаФон Образование» предлагает курсы по разным направлениям. Здесь есть разделы для развития деловых компетенций: менеджмент, маркетинг, финансы, а также дополнительных знаний в сфере IT. В апреле добавлен раздел подготовки к ЕГЭ для школьников, а также раздел с разнообразными фитнес-уроками.

«В рамках МегаФон ТВ мы отменили на месяц платную подписку на семейный пакет «Максимальный». С нашим сервисом «Пресса» у абонентов есть доступ к более чем 70 журналам, а также к сервису «Книги». Для клиентов МегаФона создан раздел «Сидим дома» с повышенным кэшбэком на самые востребованные услуги на период карантина. В компании также открыт бесплатный доступ к сервису для онлайн-видеоконференции и платформе для проведения вебинаров, есть готовность оказать помощь в разворачивании Virtual Desktop Infrastructure (VDI) для удаленного доступа к рабочему месту сотрудников и информационным системам компании», – проинформировал Дамир Байгильдин.

По мнению экспертов, после карантина возможны изменения в пользовательском поведении по сравнению с тем, что было в целом до пандемии, но популярность все же упадет. По мнению генерального директора образовательной онлайн-платформы Учи.ру Ильи Паршина, в любом случае отток пользователей по завершении пандемии неизбежен. Удержать спрос можно будет лишь высоким качеством продукта и сервиса.

«Спрос вряд ли потребуется целенаправленно удерживать. Конечно, по окончании карантина часть людей вернется к работе и развлечениям в офлайне — потому что онлайн не везде в принципе способен предоставить нужные возможности и ощущения — но оставшаяся аудитория будет существенно больше, чем до начала пандемии. С технической точки зрения, для сервисов в посткарантинном спаде нет проблемы — современные технологии позволяют быстро выделять и освобождать вычислительные мощности, чтобы они соответствовали реальной аудитории. Большим вопросом будет финансовый — останутся ли у людей свободные деньги на развлечения и самообучение, если карантин затянется», – считает руководитель службы научно-технической экспертизы Партии прямой демократии Олег Артамонов.