«Восточный выезд даст новый импульс развитию Уфы»
Автодорожный тоннель, который начали прокладывать в Уфе в 1992 году, является частью большого инфраструктурного проекта, реализация которого стала возможна благодаря консолидации усилий федеральных и республиканских властей и частного бизнеса. С 2017 года Восточный выезд приобретает реальные очертания силами специалистов «Башкирской концессионной компании» (БКК, входит в «ВТБ инфраструктурный холдинг»), которая заключила с властями республики концессионное соглашение. Генеральный директор БКК Асабали Закавов рассказал об истории проекта и текущем положении дел.
Асабали Арсланбекович, еще полтора года назад казалось, что проект будет заморожен, но сейчас понятно: он будет реализован. Расскажите об этапах проекта с самого начала, в чем его уникальность и сложность?
— В проект мы вступили в 2017 году, заключив концессионное соглашение с правительством республики. На тот момент уже назрела необходимость строительства в Уфе нового транспортного узла, тем более, что автодорожный тоннель, который является основной частью Восточного выезда, был заложен еще 30 лет назад. Из-за отсутствия достаточного финансирования, все эти годы проект существовал в вялотекущем режиме: на эксплуатационные нужды тоннеля бюджет ежегодно тратил 200-300 млн руб. Механизм государственно-частного партнерства позволил реанимировать Восточный выезд. Объём финансирования работ значимый, стоимость строительно-монтажных 33,5 млрд руб., из которых 20 млрд руб. федеральная поддержка, более 4,5 млрд руб. — вливания республиканского бюджета и более 9 млрд руб. это частные инвестиции концессионера в лице Башкирской концессионной компании. Сложность проекта заключается в том, что нам приходится перестраивать объект, начало которого было заложено десятилетия назад. За это время, например, поменялись требования по безопасности. Впрочем, нам удалось успешно защититься в Главгосэкспертизе в 2018 году, несмотря на то, что в проектных решениях многие нюансы пришлось пересмотреть, но зато мы уверены, что безопасности людей ничего не угрожает.
Восточный выезд — два уникальных сооружения: тоннель, который уходит под землю на глубину 60 м, и мостовой переход, ширина одного из пролетов которого составляет более 100 м. Кроме того, есть развязки, пункт взимания платы, современная система автоматизации и управления дорожным движением. Это уникальность нашего проекта. У него были сложные времена, но лично я верил: мы найдем выход из любой трудной ситуации.
Почему «ВТБ инфраструктурный холдинг» решился взяться за этот проект? Что вас в нем заинтересовало?
— Инвестиции в инфраструктуру — наша специализация. В портфеле «ВТБ инфраструктурный холдинг» немало подобных объектов, один из них — Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Это наш флагман. И большой участок дороги Москва-Санкт-Петербург был построен силами холдинга. Есть проект, который уже завершен — Камбарка. Есть в пуле завершенных проектов мост через р. Пур в ЯНАО. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, повторюсь: это наша работа.
— Но в Уфе, как вы уже отметили, была определенная сложность: тоннель, который был закопан под землю десятилетия назад… Холдинг ведь мог выбрать и другой объект для инвестиций.
— Мы не строим, где проще, несмотря на проблемы, нам интересно участвовать в социально значимых инициативах, оставить свой след. Не просто построить, чтобы построить, проекты должны быть полезны обществу. Этот момент нас также привлек в Уфе.
Все-таки, чья была инициатива дожать проект: ваша, как инвестора, или властей региона?
— Инициация была со стороны республики. Безусловно, если бы не усилия региональных властей, этого проекта бы не было. Концессионеру в одиночку невозможно решить все насущные вопросы. Без помощи со стороны местных властей, повторюсь, о проекте можно было бы забыть. Без федеральных денег реализовать его невозможно: у региона нет необходимого объема средств. Регион, конечно, мог на себя взять финансовую нагрузку, но она была бы очень тяжелой. Именно поэтому проект реализуется с применением механизма концессии с привлечением частных инвестиций. Только общие усилия — правительства республики, федеральных властей и «ВТБ инфраструктурный холдинг» — позволяют этому проекту двигаться вперед.
На прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме вам и вашим коллегам по проекту были вручены сертификаты Национальной системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS. Расскажите подробнее об этой системе сертификации.
— В рамках стран-участниц G20 есть проекты и отдельные группы, которые занимаются разработкой определенных критериев качества инфраструктурных проектов. Там рассматриваются различные аспекты: как проект влияет на экономику региона, на социальные, экологические аспекты и так далее. Мы на протяжении последнего полугода активно работали с ВЭБ.РФ, Центром ГЧП, которые разработали соответствующую методологию. Нас выбрали в качестве пилотного проекта, и мы гордимся, что по итогам сертификации наш уровень достижения — «золото», и мы стали первыми в России, кто смог подтвердить соответствие проекта высоким мировым стандартам. Мы всегда делали акцент, что на проекте должны работать и местные жители, и местный бизнес.
Так, планируем заключить с местными производителями контрактов на общую сумму около 5 млрд руб. Это дает существенный импульс для экономики региона, в котором мы зарегистрированы и платим налоги.
Резюмируя, что Восточный выезд даст Уфе?
— В первую очередь, новые рабочие места, налоговые поступления в бюджет республики и разгрузка уличной дорожной сети города. По нашим оценкам, на некоторые улицы нагрузка снизится на 60% и более. Наш проект, мало того, что выводит транспортные потоки из центра города напрямую на одну из федеральных трасс, он позволит развивать новую агломерацию в Зауфимье. Когда строится дорога, как показывает практика, вдоль нее появляется инфраструктура. Таким образом, Восточный выезд даст новый импульс развитию Уфы.

Восточный выезд приблизит Башкирию будущего
Восточный выезд признан одним из самых важных и уникальных инвестиционных проектов республики. Отсутствие магистралей в западно-восточном направлении, а также нехватка мостов через реки Белая и Уфа возлагают на тоннель, который соединит центр башкирской столицы с Зауфимьем, очень важную миссию — разгрузить городские улицы от транзитного транспорта. Подробнее о том, какие еще перспективы откроются в связи со строительством Восточного выезда и в чем его уникальность, в материале.

Преимущества концессии и ГЧП
«Строительство Восточного выезда после значительного перерыва продолжилось в ноябре 2019 года: двумя годами ранее правительство республики подписало с ООО «Башкирская концессионная компания» концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации автодороги на 25 лет. «Восточный выезд из города Уфы — это первый крупнейший инвестиционно-инфраструктурный проект в Республике Башкортостан на основе закона о концессионных соглашениях, — заявлял тогда вице-премьер Ильяс Муниров. — Реализация проекта — это не только колоссальные инвестиции в экономику региона и огромный шаг в развитие транспортной инфраструктуры, а также и решение транспортной проблемы города Уфы на много лет вперед».

Участниками ООО «Башкирская концессионная компания» являются «ВТБ Инфраструктурный Холдинг», входящий в группу ВТБ, и турецкий строительный и инвестиционный холдинг Limak Group. Группа ВТБ частично финансирует строительство объекта.

В настоящий момент проект финансируется за счет федерального и регионального бюджетов. Общая сумма затрат на стадии строительства оценивалась в 40 млрд руб.
«Восточный выезд — крупнейший инфраструктурный объект на территории Башкортостана. У проекта долгая и непростая история. Долгие годы он был замороженным, но при этом на его поддержание республика по договору концессии платила ежегодно по 200-300 млн руб. Но благодаря поддержке президента совместно с федеральными органами власти, банком ВТБ и корпорацией ВЭБ удалось возобновить работы. Выезд имеет большое значение для Уфы, он разгрузит городскую и региональную сеть, свяжет между собой дороги федерального значения «М5» и «М7». Сейчас работа на площадке идет полным ходом. Подписанное сегодня прямое соглашение позволит нам завершить проект и сдать его к юбилею Уфы в 2024 году.
Глава Республики Башкортостан
Радий Хабиров
«Строительство Восточного выезда, безусловно, имеет большое значение для развития транспортно-логистического потенциала Башкирии и создания современной транспортной инфраструктуры страны. Но, помимо этого, проект — драйвер социально-экономического развития региона: он позволяет оптимизировать бюджетные расходы на этапе строительства и эксплуатации объекта за счет привлечения внебюджетных инвестиций, создает новые рабочие места, дополнительную базу налоговых поступлений в бюджет Республики и разгрузку уличной дорожной сети города — все это напрямую влияет на повышение качества жизни и непосредственно в регионе, и в стране».
Президент — председатель правления банка ВТБ (ПАО)
Андрей Костин
«Строительство нового выезда из Уфы — это не только развитие магистральной транспортной инфраструктуры. Проект также направлен на улучшение качества городской среды для жителей столицы республики — через снижение перегруженности дорог, ликвидацию «узких» мест городской транспортной сети, повышение безопасности дорожного движения. Кроме того, реализация проекта должна дать стимул для освоения новых территорий городской застройки. Финансовая поддержка проектов, направленных на достижение национальных целей, в настоящее время является одной из ключевых задач ВЭБ.РФ как института развития».
Председатель ВЭБ.РФ
Игорь Шувалов
По прогнозам властей, в результате реализации проекта повысится не только пропускная способность автомобильных дорог и развязок Уфы за счет дополнительного выезда на федеральную трассу М-5 «Урал», но также инвестиционная привлекательность Башкирии. А это, в первую очередь, обеспечит новые рабочие места, налоговые поступления в бюджет Республики и разгрузку уличной дорожной сети города, увеличит рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, повысит размер среднего уровня заработной платы. Уже сейчас в проект привлекаются специалисты с высокой квалификацией и международной экспертизой.

В качестве примера успешно реализованных по такой же схеме проектов можно привести «Первую в России внутригородскую платную магистраль» протяженностью более 70 км, строительство которой продолжалось в период с 2013 по 2016 год. Концессионное соглашение заключили в июле 2009 года между Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта и ОАО «Главная дорога». Объем капитальных вложений составил 25 млрд руб., инвестиций — 32,1 млрд руб., из которых 11 млрд – средства Инвестиционного фонда РФ, 16,8 млрд руб. — с привлечением средств негосударственного пенсионного фонда (НПФ).

В 2014 году еще одним таким проектом стала «Магистраль двух столиц» между Санкт-Петербургом и Москвой, когда государственная компания «Автодор» и ООО «Магистраль двух столиц» подписали концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе. Участок оценили в сумму более 76,8 млрд руб. Из них 57,6 млрд руб. оплатил «Автодор». Остальные 19,2 млрд руб. инвестировал концессионер ООО «Магистраль двух столиц».

Проекты впоследствии были признаны первыми удачными примерами того, как на федеральном уровне средства негосударственных фондов можно перевести в инфраструктуру, по принципу государственно-частного партнерства. Теперь эта тенденция дошла и до Башкирии в лице Восточного выезда.

Сертификат качества IRIIS
Восточный выезд вошел в пилотную программу Национальной системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS и первым в России прошел оценку на соответствие требованиям методики, получив «золотой» уровень достижения.

Систему IRIIS разработали в ВЭБ.РФ совместно с Национальным центром ГЧП и АИКОМ при поддержке Минфина России. Она включает в себя три основных аспекта: «Экономика и управление», «Качество жизни» и «Экология и климат». Лучше всего проект показал себя по таким критериям как качество жизни, экономика и управление, экология.

Рациональное использование концессионером природных ресурсов было отмечено отдельно — удельное потребление воды, к примеру, было снижено на 28,2% относительно планового. На 20% сокращен и объем образуемых отходов за счет их передачи для вторичного использования и переработки. Ожидается также, что снизится на 35% объем выбросов основных загрязняющих веществ, а парниковых газов — на 27%.

Таким образом, Восточный выезд — проект, который позволит улучшить качество жизни уфимцев. До финала строительных работ осталось недолго.
«Восточный выезд, в строительстве которого участвует группа ВТБ, — хороший пример того, что в регионах можно успешно реализовывать масштабные инфраструктурные проекты. Изначально при подготовке и планировании проекта мы, совместно с властями Башкирии, постарались заложить высокие стандарты качества, что было подтверждено в рамках сертификации по системе IRIIS. Думаю, что внедрение системы сертификации окажет положительное влияние на уровень запускаемых в России проектов и будет способствовать распространению лучших мировых практик».
Президент — председатель правления банка ВТБ (ПАО)
Андрей Костин
«Изначально при отборе пилотов мы решили, что одним из них должен быть «наш» проект, где ВЭБ.РФ выступает кредитором или непосредственным участником. Так, в число первых вошел проект по строительству Восточного выезда из Уфы, в котором мы участвуем через фабрику проектного финансирования. Первые результаты апробации IRIIS показывают, что система работает, она может выявлять сильные и слабые стороны проекта и определять возможные точки роста, а полученный сертификат становится неким гарантом его качества. Уверена, что совместная слаженная работа участников инфраструктурного рынка позволит распространить систему сертификации IRIIS на всю Россию».
заместитель председателя — член правления ВЭБ.РФ
Светлана Ячевская
«Процесс оценки первого, пилотного проекта получился достаточно длительным и трудоемким, что натолкнуло нас на необходимость его оцифровки. Чтобы в дальнейшем ускорить процесс сертификации и сделать его более удобным для всех участников инфраструктурного рынка, осенью 2021 года мы планируем запустить на базе платформы «РОСИНФРА» специальный онлайн-модуль. В рамках запущенного сервиса можно будет подавать проекты на получение сертификации, отслеживать основные этапы процесса оценки, коммуницировать с участниками и верификаторами».
генеральный директор Национального Центра ГЧП (входит в группу ВЭБ.РФ)
Павел Селезнев

Характеристики Восточного выезда
13,9 км
Общая протяженность объекта
1,2 км
Автодорожный тоннель
4
полосы движения
63 м
Максимальная глубина залегания
2,7 км
Мостовой переход с эстакадой через реку Уфа
126 м
Максимальная длина пролета
4*3,75 м
Ширина проезжей части
10 км
До автомобильной дороги федеральной трассы М-5 «Урал»
1Б скоростная
Класс дороги
22,7 тыс.
автомобилей в сутки. Расчетная интенсивность движения