Ребрендинг розничной сети, строительство современного завода, новая философия с акцентом на экологическую чистоту и натуральность продукции — лишь малая часть задач, стоящих сегодня перед компанией. Не менее важна для «Башспирта» и верность традициям: история отрасли в регионе насчитывает без малого 300 лет. Предлагаем читателям совершить небольшую прогулку в прошлое — от первых винокурен до современных промышленных предприятий.
1730 год
Начало
В 1730 году на российский престол взошла императрица Анна Иоанновна. Одним из первых ее высочайших распоряжений стал указ об отливке колокола невиданных прежде размеров и весом в 10 тысяч пудов. Исполнить указ удалось лишь спустя пять лет, причем только на подготовительные работы мастера потратили полтора года. В 1737 при пожаре колокол треснул и вскоре занял почетное место на постаменте. Сегодня это — одна из достопримечательностей московского Кремля, знаменитый Царь-колокол весом почти в 200 тонн.
В XVIII веке на территории Башкирии начали появляться первые промышленные предприятия. Предприниматели Осокины, владевшие несколькими медеплавильными заводами на территории нынешнего Белебеевского района, обратили внимание на высокую урожайность местных полей и в 1730 году построили первую винокурню. Здесь производили не только спирт, но и различные фруктовые и ягодные настойки и наливки.
Спустя сто с лишним лет винокурня, проданная прежними хозяевами, за сезон производила 100-150 тысяч ведер спирта. Готовую продукцию доставляли в Уфу — по недавно построенной железной дороге.
1796 год
Новый император, новые заводы
В 1796 году на российский престол взошел император Павел I. Правление его было относительно недолгим: уже через пять лет он уступил трон своему сыну Александру I.
В конце XVIII века свой винокуренный заводик появился и в уездном городе Стерлитамак. Первым владельцем винокурни был казанский дворянин Сергей Левашев. В первый же год объемы производства превысили 8000 ведер хлебного вина. Через 30 лет левашевский завод начал выпускать напитки из спирта-сырца, поставляя готовую продукцию в стерлитамакский «Питейный магазейн». Потомки дворянина продали имение вместе с заводом купцу Аверьянову: тот вложился в модернизацию, удвоил производственные мощности и построил склады — на их месте и по сей день частично расположено ликеро-водочное производство.
1851 год
Время технологий
В 1851 году было открыто движение на железной дороге, соединившей Петербург и Москву. В первом «всенародном» составе, отправившемся в ноябре того же года, находилось 192 пассажира. Спустя 21 час и 45 минут с момента отправления из Петербурга поезд прибыл в Москву.
В середине XIX века купцы Н.К. Блохин и В.И. Видинеев начали выкупать у дворян винокурни, реконструировать их, а позже строить новые крупные винокуренные заводы в Уфе, Белебее, Бирске и Стерлитамаке. Эти заводы работают до сих пор.
1896 год
Монополия
В России вводится государственная монополия на торговлю спиртными напитками. К началу XX века в Уфимской губернии работало 25 частных винокуренных заводов. Спирт очищался от вредных примесей и крепился до 90-95%, а после использовался для производства водок. По новому закону производители должны были сдавать свою продукцию на казенные склады. Реализация напитков производилась непосредственно со складов, а также в специализированных лавках.
1920-е годы
Конец НЭПа и «Спиртопром»
20-е годы прошлого века отметились в истории России программой Новой экономической политики. К концу десятилетия проект был свернут, частная торговля была запрещена, а страна перешла на рельсы индустриализации и коллективизации.
В конце 20-х годов спиртовые и водочные заводы Башкирии перешли в подчинение вновь созданному управлению «Спиртопром». В цехах предприятий была проведена модернизация, смонтировано новое оборудование. Алкогольная промышленность республики продолжает работать в условиях плановой экономики.
1941 год
Военное время
Начинается Великая Отечественная война. В Башкирскую АССР, находящуюся в тылу, эвакуируются сотни промышленных предприятий из охваченных боевыми действиями регионов.
В годы Великой Отечественной Войны работники алкогольной отрасли Башкирии трудились с удвоенной энергией. Было организовано круглосуточное производство спирта, столь необходимого фронту, авиации, врачам и пациентам госпиталей. Так, уфимский ликеро-водочный завод в это тяжелое время функционировал в три смены, не останавливая работу ни на час.
1950-80-е годы
После войны
Страна восстанавливается после войны, жизнь постепенно входит в мирное русло. В 1961 году Юрий Гагарин становится первым человеком в космосе; в 60-х культурная жизнь СССР переживает эпоху хрущевской «оттепели», которая сменяется брежневским застоем. В 1985, практически одновременно с началом Перестройки, в стране была объявлена антиалкогольная кампания. Пропаганда всеобщей трезвости имела определенные положительные результаты, однако серьезно ударила по индустрии спиртных напитков и экономике страны: по всему Союзу вырубались виноградники, сокращение продаж алкоголя вызвало бюджетный кризис.
Спустя два года «сухой закон» был отменен.
После войны работа спиртовых и ликероводочных заводов Башкирии вернулась на мирные рельсы. Предприятия выпускали стабильный ассортимент продукции - «Русскую», «Столичную», «Экстра», «Пшеничную» и ряд других марок; осваивали новые рецепты — ликеры, настойки и бальзамы.
В 50-х годах предприятия алкогольной отрасли смогли вернуться к довоенным объемам выпуска. В 60-х производственные линии начинают автоматизироваться — новые на тот момент технологии приходят и в эту сферу. Непрерывное совершенствование и планомерное развитие заводов продолжалось вплоть до середины 80-х.
2000 год
Век начинается
Страна вступает в новый век. 31 декабря 1999 года Президент России Борис Ельцин уходит в отставку, назначив преемником действующего премьер-министра Владимира Путина.
В конце XX века, в эпоху перемен, алкогольные предприятия Республики Башкортостан продолжали оставаться важной частью пищевой и перерабатывающей промышленности. При помощи региональных властей отрасль удалось сохранить в условиях экономических кризисов и жесткой конкуренции со стороны федеральных и зарубежных брендов. Было принято историческое решение об объединении ликеро-водочных заводов республики в единый холдинг. 14 ноября 2000 г. постановлением №276 Кабинета министров РБ было создано ГУП «Башспирт». В 2006 году предприятие было акционировано, и на сегодняшний день акционерное общество находится в 100-процентной собственности Республики Башкортостан.
2019 год
Хроники сегодняшнего дня
Сегодня АО «Башспирт» объединяет четыре ликероводочных завода в городах Башкирии, спиртовой завод в Стерлитамаке, а также розничную сеть из 168 фирменных магазинов на всей территории республики. Продукция представлена в 38 регионах страны.
В общей сложности ассортимент продукции «Башспирта» на сегодняшний день составляет 138 наименований во всех ценовых сегментах — это крепкие алкогольные напитки, бальзамы и настойки, вина, а также минеральная вода и натуральный уксус. Помимо этого, на производственных мощностях компании производится контрактных розлив продукции известных федеральных брендов.
Стоит отметить, что АО «Башспирт» играет важную роль и в экономике Республики Башкортостан: компания входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков. Ежегодно холдинг перечисляет в бюджеты всех уровней более 10 млрд рублей; порядка 4,5 млрд остается в республике и местных бюждетах.
Взгляд в будущее
2019 стал для «Башспирта» годом обновления. Компания получила новый слоган - «Чистая. Честная. Натуральная». В рамках новой философии «Башспирт» запустил ребрендинг розничной сети: первый обновленный супермаркет под названием «Тантана» (в переводе с башкирского языка - «Торжество») начал работу в уфимском микрорайоне Нижегородка. Всего до конца года компания планирует открыть порядка 20 магазинов, оформленных в соответствии с новыми корпоративными ценностями. В будущем сеть будет развиваться при содействии франчайзинговых партнеров.
В ближайшее время «Башспирт» запустит в Ишимбае производство минеральной воды «Чистая», с опережением графика ведется строительство завода в поселке Булгаково Уфимского района — ввести новое производство в эксплуатацию планируется летом следующего года.
интервью
Рауф Нугуманов: «Наш принцип — выпускать только биологически чистую продукцию»
Генеральный директор АО «Башспирт» в интервью рассказал о новой стратегии развития компании, внимании к качеству и планах на будущее.
— Рауф Самигуллович, что остается неизменным в жизни компании на протяжении всей ее истории?
— Наши заводы в Бирске, Белебее, Уфе, Стерлитамаке открылись более ста лет назад. Это очень богатый и непростой опыт. Вместе со всей страной предприятия сегодняшнего «Башспирта» преодолевали все сложные периоды нашей истории: Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну, эпоху послевоенного восстановления и кризис 90-х годов. И то, что нашим заводам удалось не просто выстоять, а сохранить курс на постоянное и непрерывное развитие — это великое достижение.
— Одно из важнейших направлений в работе сегодня — это борьба с контрафактным алкоголем. Какие меры вы предпринимаете против производителей суррогатов?
— Конечно, тема борьбы с контрафактом стоит очень остро — эта проблема затрагивает и нас как легального производителя, и правоохранительные органы, и сферу здравоохранения, поскольку употребление напитков сомнительного происхождения нередко приводит к самым печальным последствиям.
Со своей стороны мы тоже боремся с подделками и суррогатным алкоголем. Наши сертифицированные лаборатории часто привлекаются для оценки качества спиртного, изъятого полицейскими. Бывает, что мы сами узнаем о местах продажи суррогатов раньше и передаем информацию в правоохранительные органы.
И надо сказать, что масштабы этой борьбы в нашей республике с каждым годом лишь набирают обороты: по данным Росалкогольрегулирования, только в первом квартале объемы изъятого полицейскими поддельного алкоголя сравнялся с показателями всего прошлого года.
— Как защищена оригинальная продукция АО «Башспирт»?
— Помимо традиционных методов, некоторые торговые марки защищены системой бренд-контроля DAT. Мы были одними из первых, кто внедрил эту технологию. Суть ее в том, что проверить подлинность продукта может без труда сам покупатель, введя DAT-код на сайте оператора технологии. Код можно использовать только раз — при попытке повторной проверки система выдаст предупреждение.
— В конце мая «Башспирт» утвердил новую стратегию развития. Был представлен и новый слоган компании — «Чистая. Честная. Натуральная». Какой смысл вы вкладываете в эти слова?
— Наша философия и новый слоган отражают наш подход к производству. Сегодня «Башспирт» — компания, выпускающая биологически чистую продукцию. Мы отказались от красителей и используем только натуральное сырье. Наши торговые марки подкреплены экосертификатами.
Взять, например, воду, которую наша компания использует в производстве. Мы долго анализировали и экспериментировали, но в результате нашли наиболее подходящий источник — он расположен на хребте Алатау в предгорьях Южного Урала в 200 километрах от Уфы. Растительное сырье выращивается в экологически чистых районах Башкортостана. Используем и знаменитый на весь мир башкирский мед. И, разумеется, мы гарантируем отсутствие ГМО в нашей продукции.
Компания «Башспирт» первой в России начала массовый выпуск продукции на спирте «Альфа» - он отличается от существующих марок более строгими требованиями по содержанию метанола (до 0,001%) и относится к спиртам наивысшего качества. Эту марку мы производим на собственном заводе в Стерлитамаке по уникальной технологии. В качестве сырья мы используем только рожь — единственное зерновое сырье, в котором гарантированно отсутствует ГМО. Контроль безопасности и качества сырья проводится в нашей аккредитованной лаборатории.
Добавлю, что филиалы АО «Башспирт» сертифицированы на соответствие требованиям НАССР — системы безопасности пищевых продуктов, которая обеспечивает контроль на каждом этапе производства. Также мы имеем сертификаты на соответствие стандартам ISO 22000, FSSC 22000 и «Эко-продукт».
— Недавно компания объявила о запуске проекта внутренней оценки «Трезвый взгляд». В чем суть этой программы?
— Я уверен, что контролировать качество необходимо не только на производстве, но и в обслуживании наших клиентов. С этой целью мы запустили наш внутренний проект «Трезвый взгляд». Суть его в том, что сотрудники компании посещают наши фирменные магазины и по итогам посещения заполняют чек-лист, оценивая торговую точку по ряду критериев. Особое внимание уделяется представленному ассортименту, выкладке продуктовой линейки, свежести товаров, чистоте в торговом зале. По пятибальной шкале оценивается и качество сервиса, взаимодействие персонала с покупателями.
Мы уверены, что для достижения поставленных целей важна максимальная вовлеченность каждого нашего сотрудника в общее дело. Система внутренней оценки поможет нам улучшить бизнес-процессы всего предприятия, найти слабые места — и принять соответствующие меры.
— Какие новые направления планирует осваивать компания в будущем?
— Сегодня мы являемся одним из крупнейших российских производителей в своей отрасли. Продукция под маркой «Башспирта» представлена в 38 регионах страны. Ведем поставки и за рубеж: популярные напитки можно встретить в Армении, Казахстане, в странах Европы и даже в США.
У нас еще есть неосвоенные регионы в России. Есть куда стремиться. Мы планируем занять достойное место на полках магазинов в Москве и Петербурге, активно присматриваемся к Сибири — в частности, к Новосибирску и Красноярску. Несомненно, расширение географии нашей продукции будет проходить параллельно с развитием нашей розничной сети.
— В этом году «Башспирт» запустил масштабную программу ребрендинга и уже открыл первые магазины под новым названием «Тантана». Какие преимущества получат потребители?
— Сегодня у нас по всей республике действует сеть из 170 магазинов, и буквально в начале августа мы открыли две новые торговые точки под брендом «Тантана» в уфимском микрорайоне Нижегородка и на улице Владивостокской. Новый формат позволил нам выйти за рамки стандартного фирменного магазина. Потребителям интересен широкий ассортимент самых разных напитков — и сегодня мы готовы предоставить такой выбор. До конца года мы переведем в новый формат 10 магазинов. Такими же темпами планируем обновлять розницу и в дальнейшем. Первые магазины, прошедшие рестайлинг, уже показали рост выручки. Почему мы выбрали такое название?
«Тантана» — в переводе с башкирского языка означает «торжество». Таким образом, мы хотели подчеркнуть богатые традиции гостеприимства, атмосферу и размах народного праздника. И, конечно же, нашу тесную связь с родиной.
— Летом этого года вы объявили, что новый завод в Булгаково начнет работу на год раньше, чем планировалось. Какова его производственная мощность?
— Это будет крупнейшая производственная площадка холдинга «Башспирт», проектная мощность завода составляет 7,6 млн декалитров, что сравнимо с суммарной производственной мощностью всех наших предприятий. Изначально планировалось, что завод в Булгаково откроется в 2021 году, однако нам удалось договориться с поставщиками о завершении монтажа оборудования и пуско-наладочных работ уже до конца текущего года. Некоторое время займут необходимые формальности, связанные с получением разрешительных документов. Запуск производства мы планируем уже весной 2020 года.
Конечная стоимость этого проекта — 2,7 млрд рублей. Мы создаем здесь порядка 400 рабочих мест. Новую площадку планируем назвать «БашБиоСпирт», что соответствует нашему сегодняшнему курсу развития.
На новой площадке, получившей название «БашБиоСпирт», мы построили производственный и административный корпуса, спиртохранилище, распределительный центр, склад посуды, котельную и ремонтный цех. Конвейер будет включать в себя 6 современных итальянских линий производительностью 6 и 12 тысяч бутылок в час.
Самое главное — объединение всех наших площадок на одном заводе позволит нам снизить расходы на логистику, а следовательно — снизить себестоимость продукции и увеличить объемы продаж, что немаловажно.
Вся информация, размещенная на веб-сайтах www.ufaprojects.kommersant.ru, охраняется в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и международными соглашениями и не подлежит использованию кем-либо в какой бы то ни было форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как с письменного разрешения ООО «ЗНАК».