АВТОБУСЫ СДВИНУЛИСЬ С МЕСТА
Участники рынка подвели промежуточные итоги транспортной реформы
Начатая почти пять лет назад в Башкирии транспортная реформа до сих пор вызывает вопросы со стороны перевозчиков и жителей республики. Население жалуется на несоблюдение расписания движения, нехватку автобусов и существующих маршрутов. Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики обещает обновленную маршрутную сеть, исходя из пожеланий жителей и транспортной инфраструктуры.
АВТОБУСЫ СДВИНУЛИСЬ С МЕСТА
Участники рынка подвели промежуточные итоги транспортной реформы
Начатая почти пять лет назад в Башкирии транспортная реформа до сих пор вызывает вопросы со стороны перевозчиков и жителей республики. Население жалуется на несоблюдение расписания движения, нехватку автобусов и существующих маршрутов. Министерство транспорта и дорожного хозяйства республики обещает обновленную маршрутную сеть, исходя из пожеланий жителей и транспортной инфраструктуры.
Состояние автопарка
Министр транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Александр Клебанов подвел итоги транспортной реформы. Он сообщил, что из перевозочного процесса были исключены 780 единиц морально и физически изношенных автобусов, транспортные средства с обилием рекламы и расположенным на крыше газобалонным оборудованием незаводского исполнения.

«Проведена большая работа по обновлению подвижного состава на современные и комфортабельные модели автобусов», – отметил господин Клебанов.

По его словам, с 2018 года для ГУП «Башавтотранс» было закуплено 612 низкопольных автобусов большого и среднего класса, в том числе в прошлом году – 63 автобуса. Частные перевозчики также заменили свой автопарк, с 2018 года закупив 203 автобуса, в том числе 82 – в 2022 году. Министр заявил, что сейчас средний возраст автобусов «Башавтотранса» составляет два-три года, частных компаний – четыре-пять лет.
Маршруты и валидаторы
Комментируя жалобы населения на нехватку автобусов и маршрутов в ряде микрорайонов, Александр Клебанов сообщил, что разработана актуальная маршрутная сеть уфимской агломерации, в результате чего будет сформирована обновленная маршрутная сеть пассажирских перевозок, исходя из спроса жителей, транспортной инфраструктуры и структуры улично-дорожной сети.
«Для организации транспортного обслуживания жителей отдаленных территорий и микрорайонов активной застройки прорабатываются варианты установления новых и возможность изменения схем движения существующих муниципальных маршрутов», – заявил министр.

В прошлом году в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок были включены четыре муниципальных маршрута: «Монтажников – ТК «Центральный», «Монумент Дружбы – Микрорайон Мечта», «Ул. Рощинская (пос. Нагаево) – Больница № 21», «Микрорайон «Сосны» – ЖК «8-е Марта» – Ул. им. города Галле – ЖК «8-е Марта» – Микрорайон «Сосны». Перевозка пассажиров по ним будет организована после завершения конкурсных процедур и определения победителей, пояснил Александр Клебанов.
Также в прошлом году:
  • 10
    маршрутам была изменена схема движения
  • 11
    маршрутов отменены
  • 32
    маршрута – изменено количество транспортных средств
Для повышения прозрачности финансовых потоков автобусы комплектуются устройствами для бесконтактной оплаты проезда. «Автоматизированная система учета оплаты проезда на пассажирском транспорте позволит экономически обоснованно рассчитать тарифы», – сообщил господин Клебанов. По его словам, валидаторы полностью исключают «человеческий фактор», а также различные неудобные ситуации, которые могут возникнуть при расчете наличными.

«С их помощью существенно экономится время в пути и повышается безопасность движения. Водитель, совмещающий функции кондуктора, при наличии валидатора в салоне выполняет только свои непосредственные задачи. Пассажирам не надо передавать деньги за проезд через заполненный салон. Также не требуется получение билета или чека, он предоставляется в виде QR-кода на экране», – рассказал министр.

На сегодняшний день, по данным «Башкирского регистра социальных карт» (БРСК), 335 автобусов «Башавтотранса» оснащены валидаторами. Ежедневно через них проходит около 160 тыс. транзакций. Нормативных документов, обязывающих перевозчиков устанавливать валидаторы, не предусмотрено. «Вопрос массовости их установки на существующий подвижной состав напрямую зависит от финансовых возможностей предприятий», – пояснил Александр Клебанов.

Для проверки оплаты проезда у контролеров имеется специальный терминал контрольно-ревизорской службы, который позволяет считать с карты оплату на текущем рейсе.

По данным БРСК, на сегодняшний день в Башкирии продано 745 258 транспортных карт «Алга», ежемесячно продается около 9 тыс. карт. За месяц совершается около 7 млн поездок с их использованием.
Нужны ли брутто-контракты
В конце прошлого года глава Башкирии Радий Хабиров в ходе «Прямой линии» заявил о переходе с этого года на брутто-контракты – договоры с транспортными компаниями на оказание услуг. По мнению Александра Клебанова, брутто-контракты позволят обеспечить прозрачность работы системы перевозок и вывести доходы частников из «тени», контролировать качество услуг, соблюдать расписание движения, не допустить перевозчика с устаревшим парком машин.
Кроме того, перевозчики не будут получать деньги напрямую от пассажиров, вся выручка пойдет в администрацию города, и уже после оценки качества выполненной работы – к перевозчикам, сообщил господин Клебанов.

«Водители получают достойную «белую» зарплату, чем обеспечат дополнительные налоговые поступления в бюджет. Перевозчик и водитель отвечают за качество работы, а не за количество перевезенных пассажиров, в их интересах показывать свой профессионализм», – считает министр.
Последствия санкций
Отразились на работе частных перевозчиков и как итог ударили по кошельку пассажиров введенные против России санкции. Так, в компании «АвтоМиг» сообщили, что была повышена цена проезда.


«Транспортные средства должны в обязательном порядке проходить техосмотр. С увеличением пробега возрастает и стоимость этого самого техосмотра. Стоимость запасных частей и расходных материалов выросла в связи с текущей экономической ситуацией, санкциями, которые привели к удорожанию логистики и финальной стоимости запасных частей, ввозимых через Турцию, Казахстан и Китай», – отметили в компании, добавив, что тариф повысили не только они.
Смертельное ДТП и что с этим делать
На итоговой пресс-конференции начальник управления ГИБДД республики Владимир Севастьянов сообщил, что в прошлом году количество ДТП снизилось на 11% до 3,4 тыс. аварий, а число погибших в них уменьшилось на 15% – до 409 человек. Несмотря на это, по количеству ДТП республика находится на восьмом месте среди остальных регионов, а по количеству погибших – на пятом.
Сопутствующей причиной 40% аварий стало неудовлетворительное состояние дорог и улиц, в которых погибли 168 человек. Так, с участием автобусов произошло 160 ДТП, в которых погибли 18 человек и 256 получили травмы. 70% от общего числа аварий (112) зарегистрированы в Уфе.

Тем не менее, как сообщил руководитель Центра организации дорожного движения Мансаф Низакаев, за последние годы состояние дорог в Уфе и республике существенно улучшилось, что позволило уменьшить в прошлом году число погибших в ДТП по сравнению с годом ранее на 71 человека.

«В рамках ремонта старое изношенное асфальтобетонное покрытие заменяется на новое, обустраиваются бортовые камни и технические полосы. Большое внимание дорожники уделяют ремонту и обустройству пешеходных тротуаров. В прошлом году по нацпроекту БКД обновлены тротуары на площади более 40 тыс. кв. м, на региональных дорогах 2251 км осевой линии разметки нанесен термопластиком, 4382 км краевой линии разметки нанесены краской», – отметил он, добавив, что за дороги отвечают их владельцы.

Если говорить о способах, которые позволят и дальше снижать число погибших на дороге, были выделены, в частности, следующие: установка 72 «шериф-балок и объектов освещения в 24 районах, покупка 43 передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД и 30 автомобилей для УГИБДД МВД по РБ.

«В 2022 году в соответствии с поручением главы Башкирии Радия Хабирова на дорогах регионального значения, где фиксируется наибольшее количество ДТП, в том числе со смертельным исходом, проводится точечная работа по основным транспортным направлениям», – заключил господин Низакаев.

Не обошли стороной и более мелкие преступления в Башкирии. Так, сотрудниками ГИБДД было возбуждено около 5,7 млн дел об административных правонарушениях, наложено штрафов на 3,7 млрд руб., из которых взыскано 2,3 млрд руб. Тем не менее, число таких преступлений выросло.
По состоянию на февраль с камер фотовидеофиксации вынесено около
  • 224 000
    постановлений
  • 128 500
    постановлений за аналогичный период 2021 года. Чаще всего в прошлом году штрафовали за превышение скорости на 20-40 км/час.
Прогнозируется рост лизинговых сделок
Участники рынка лизинга автотранспорта отмечают, что после начала специальной военной операции количество новых лизинговых сделок сократилось по сравнению с 2021 годом. «В первую очередь снижение объемов продаж отмечается в корпоративном сегменте (самолеты, подвижной состав, недвижимость). Что касается розничного сегмента лизинга (автомобили, спецтехника и оборудование), на котором специализируется наша компания, то по сравнению с 2021 годом рынок упал на 8%, согласно данным «Эксперт РА» за девять месяцев 2022 года. Наша компания в прошлом году показала рост продаж на 14% относительно 2021 года», – сообщил региональный директор по ПФО компании «Интерлизинг» Олег Тюкаев.

По его словам, с рынка ушли многие европейские производители, но их оперативно начали замещать китайские. В целом наблюдается тенденция к укреплению и стабилизации рынка лизинга с помощью субсидий от государства и компаний.

«Мы отмечаем увеличение количества переданных предметов лизинга, поэтому в текущем году ожидаем рост не только по количеству сделок, но и по стоимости договоров лизинга. Это связано с тем, что цены на оборудование, автотранспорт и спецтехнику выросли», – отметил господин Тюкаев.
В целом он оптимистично оценивает перспективы развития в 2023 году за счет увеличения филиальной сети, диверсификации источников финансирования и стабилизации на рынке: «Компания адаптировалась к текущим реалиям, пересмотрела свою продуктовую линейку и подходы к рискам».

Тренд на увеличение доли лизинговых компаний с устойчивыми и понятными источниками фондирования будет только расти, считает Олег Тюкаев. По его словам, менее устойчивые лизинговые компании либо уйдут с рынка, либо будут поглощены более крупными игроками.

«Российскую лизинговую отрасль уже покинули лизинговые компании с иностранным капиталом, а их место заняли основные участники рынка. Лизинг как инструмент для бизнеса не потерял свою актуальность, а только убедил всех в своей необходимости», – заключил эксперт.