Концепция «Zero Waste» («ноль отходов»), только начавшая свое распространение в России, пока находит не так много последователей. Но нужно ли обязательно отказываться от всех благ цивилизации, чтобы жить более экологично? Когда нужно выбирать пластиковую упаковку, а когда бумажную? Где заканчивается эко-ответственность бизнеса и начинается ответственность потребителя? Попробуем разобраться.

НЕ ОСТАВИТЬ
И СЛЕДА

Одна из самых известных активисток мирового эко-движения движения «Zero Waste» Беа Джонсон впечатлила весь мир, рассказав на страницах своей книги «Дом без отходов», что все отходы ее семейства сведены к одной литровой банке в год. Это, действительно, восхищает, но немногие смогут придерживаться такого же образа жизни – и все же, это не означает, что нельзя сделать его более экологичным.

Концепция «Zero waste» базируется на пяти принципах (Refuse, Reduce, Reuse, Recycle, Rot) – отказаться от всего лишнего; сократить потребление того, от чего отказаться нельзя; использовать повторно; сдавать на переработку; компостировать органические отходы. Осознанное потребление и сокращение отходов – то, к чему призывают последователи движения.

ОТКАЗ ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВА

Именно принцип отказа от всего лишнего отталкивает многих, т.к. вызывает ассоциацию с переездом в дом в лесу без связи и электричества. Но это не так. Всё больше эко-активистов призывают к тому, чтобы не навязывать излишнюю вину за перепотребление и, так называемые, «эко-грехи», ведь категоричные призывы и требования приводят только к обратной реакции – нам не хочется даже думать об экологичном образе жизни, потому что он кажется недостижимым.

Действительно, эко-активисты выступают не за отказ от всех благ цивилизации, а в первую очередь, за отказ от отдельных одноразовых предметов, поиск им органической или многоразовой альтернативы. Например, можно не брать каждый раз новый пакет в магазине, а купить одну качественную сумку-шопер и носить ее с собой. В офисе для питья можно использовать кулер и свой стакан, а за кофе ходить в ближайшую кофейню со своей термокружкой. Но если вы находитесь в месте, где нет чистой питьевой воды, её можно купить в магазине, а упаковку сдать на переработку.
Многоразовые товары уфимского эко-магазина «Мусор, гудбай!

ПОМНИТЬ О ПЕРЕРАБОТКЕ ЕЩЕ ДО ПОКУПКИ

Сдача вторсырья на переработку — важный, хотя и не основной, пункт в концепции «Zero waste». Речь здесь не только о том, чтобы сортировать мусор на фракции (бумага, стекло, металл, пластик), но и о том, чтобы следить за маркировкой изделий еще при их покупке. Об этом «Коммерсантъ» подробно рассказывал в материале «Из мусора во вторсырье: трудности перевода».

Знание маркировки и понимание состава помогает сориентироваться, куда продукт отправится после использования – в мусорку или на переработку. Или помогает понять, насколько ресурсо затратно производство и переработка этого продукта. Так, эко-блогер @Anastasia.Chia и иллюстратор @linoroy создали серию публикацию об упаковке, в которой показали, что привычные пакеты, стаканчики и другая тара для напитков – немного не то, чем кажется, если рассматривать весь путь изделия и его углеродный след. Пластиковую бутылку любят не все, но на самом деле она на 100% подлежит переработке, а вот бумажный стакан для кофе – нет. Тетрапак принимают на переработку не во всех городах, поэтому последователи «Zero waste» не рекомендуют покупать продукты в такой упаковке, если ее потом нельзя сдать как вторсырье.
Таким образом, эко-активисты и эксперты призывают следить за тем, какие виды вторсырья принимают на переработку именно в вашем городе, и стараться покупать товары в них. Т.е. ответственность за дальнейшую утилизацию лежит и на потребителе тоже — например, выбирая между молоком в тетрапаке или молоком в ПЭТ, чаще всего логичнее выбрать ПЭТ, так как его сбор налажен почти во всех городах России.

Найти пункты для раздельной сдачи отходов в своем городе можно с помощью специальных сервисов. Например, в этом году вышло мобильное приложение «ПроПластик», которое помогает определить маркировку пластика и показывает на карте, где расположены ближайшие пункты приема.

ЭКОНОМИТЬ НА КОММУНАЛЬНЫХ РАСХОДАХ

В быту концепция «Zero waste» предполагает сокращение потребления электроэнергии и воды — плюсы такого подхода сложно не признать, т.к. коммунальные платежи — статья, на которой хотелось бы сэкономить всем. Установить на краны аэраторы, по возможности — посудомоечную машину (она экономичнее при полной загрузке), закрывать воду при чистке зубов, принимать душ, а не набирать полную ванну — часть этих советов точно может использовать каждый. И, кстати, даже здесь экоактивисты нашли применение пластиковой бутылке — если наполнить ее водой и поместить в сливной бачок, то количество используемой воды будет меньшим и при этом достаточным.

ЗАКАЗЫВАТЬ ДОСТАВКУ ТОВАРОВ ОСОЗНАННО

Осенью 2020 года известная телеведущая и эко-активист Ирена Понарошку собрала на неформальную встречу под шуточным названием «Саммит большой коробки» представителей бизнеса и эко-экспертов. Участники обсуждали проблемы избыточной упаковки товаров интернет-магазинов и доставки еды — с приходом пандемии сфера Интернет-торговли испытала взрывной рост и вряд ли в будущем объем будет сокращаться.
К единому мнению об идеальной упаковке эксперты не пришли — многое зависит от конкретных условий: где-то экологичнее использовать пластик, где-то бумагу, где-то требования к упаковке диктует СанПин.

Елена Вишнякова из «ЭкоЛайн» отметила: «Пластик у нас слишком демонизирован. В поисках альтернативы мы находим абсолютно первобытные и экономически невыгодные решения. Но если соблюдать простые правила и при этом объединяться (например, договориться использовать один и тот же вид пластика), то пластик окажется намного эффективнее».

Например, сервис «Яндекс.Лавка», доставляющий продукты и хозтовары на дом покупателям, в июле 2020 года заявил о переходе с бумажных пакетов на пластиковые. Совместное исследование сервиса и компании «Экотехнологии» подтвердило экологичность данного подхода. «Яндекс.Лавка» будет использовать для доставки пакеты с маркировкой 4 (LDPE) – пакеты из полиэтилена низкой плотности, который можно сдать на переработку.

Надежда Васякина, экотренер «Яндекс.Лавка»: «Бумажный пакет действительно разлагается быстрее, чем пластиковый, но только по этому нельзя заключить, что он безопаснее для планеты. Для производства бумажных пакетов срубают деревья, а в процессе расходуется в 17 раз больше воды, в 5 раз больше энергии и в 1,8 раз больше ископаемого топлива, чем для пластикового пакета. При этом бумажные пакеты редко используют повторно, так как они пачкаются и рвутся».

В одном согласны все эксперты — сокращать объем избыточной упаковки нужно. В ходе эксперимента журналиста Ирены Понарошку выяснилось, что иногда даже один карандаш может прийти покупателю в нескольких слоях упаковки и в наполовину пустой коробке. Но здесь снова нужно вспомнить об эко-ответственности каждого – заказы можно стараться объединять, если это возможно, чтобы они не доставлялись по отдельности.

БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ БИЗНЕСОМ

Многие компании уже довольно глубоко погрузились в тему экологической ответственности. Например, рестораны Москвы и Санкт-Петербурга стремятся к следованию принципам «Zero waste» — приобретают только местные продукты, используют их целиком, не оставляя отходов, разрешают гостям упаковывать еду в свои многоразовые контейнеры.

Сеть магазинов «Л'Этуаль» в 2020 году открыла во флагманских магазинах прием своих старых пластиковых пакетов и любых пластиковых карт на переработку. При этом представитель компании, выступая на «Саммите большой коробки», отметила, что пакеты «Л'Этуаль» уже сейчас сделаны из переработанного пластика, и компания готова перейти на них полностью, но требуемого количества сырья «просто нет в стране».

Перерабатывать пластик и вовлекать его в производство повторно планирует и компания СИБУР – на предприятии «ПОЛИЭФ» в Башкирии реализуется проект по выпуску «зеленой» ПЭТ-гранулы. ПЭТ – пищевой пластик (маркировка 1), который используется для производства тары для питьевой воды, молочной продукции, подсолнечного масла, напитков и так далее. СИБУР планирует приобретать вторсырье – хлопья из промытой и перемолотой использованной пластиковой бутылки – они называются ПЭТ-флекса. Дальше флекса будет вовлекаться в производство первичного ПЭТ, из которого далее снова можно будет производить тару и другую упаковку.

Обеспечивать проект вторсырьем планируется за счет поставок из различных регионов страны, при этом приоритет будет отдаваться Башкирии и соседним регионам. Почему пока не удастся использовать только вторсырье, собранное в Башкирии, своим мнением поделился Максим Малышев, директор компании «ЭкоРесурс», которая давно занимается сбором вторичного сырья от организаций и населения в Уфе:

«Это хорошо, что крупные производители перестраиваются на вовлечение вторичного сырья в производство, но заявленный объем ПЭТ-флексы, который потребуется «ПОЛИЭФу» ежегодно (прим. ред. – 34 тыс. тонн), очень велик. Через сетки, установленные на контейнерных площадках города, мы собираем всего 5 т ПЭТ-бутылок в месяц. В Башкирии сейчас всего два производителя, которые перерабатывают использованные ПЭТ-бутылки во флексу — суммарный объем их производства около 250-300 т в месяц, то есть чуть больше 10%, чем потребуется «ПОЛИЭФу».

На мой взгляд, реальное решение вопроса поставки такого объема вторичного сырья на «ПОЛИЭФ» или другие производства, которые тоже будут использовать вторсырье, в ближайшие годы — это появление в каждом крупном городе мусоросортировочного комплекса большой мощности — такой комплекс может извлекать около 100 т ПЭТ в месяц из собранных отходов. При этом перерабатывать ПЭТ во флексу на самом сортировочном комплексе – невыгодно, это узкое производство, им должно заниматься специализированное предприятие. Например, такое производство есть в Челябинске — «Втор-Ком», их мощность — около 1,5 тыс. т флексы в месяц. В каждом регионе такое производство создать не удастся — для работы не хватает вторсырья».

Первый контракт на поставку ПЭТ-флексы СИБУР уже подписал с пермской «Буматикой», которая в июне 2021 года запустит для этого дополнительное производство по переработке ПЭТ. Сергей Чудинов, Директор ООО «Буматика», также отмечает, компания планирует и дальше участвовать в создании недостающей инфраструктуры по переходу на повсеместный раздельный сбор отходов в своем регионе.

Спрос на вторичный ПЭТ со стороны такой крупной компании, как СИБУР, должен простимулировать и другие организации, осуществляющие сбор, сортировку и переработку пластика, на увеличение своих мощностей, а значит, больший объем ценного вторсырья может выделяться из твердых коммунальных отходов и не попадет на полигон захоронения.

В Башкирии промежуточные итоги «мусорной» реформы в части развития инфраструктуры для раздельного сбора отходов прокомментировала Карина Давлетова, начальник отдела по организации обращения с отходами министерства природопользования и экологии региона:

«В республике установлено 1900 контейнеров для раздельного сбора пластика. Мы видим, что заинтересованность людей растет, часто поступают звонки: «Контейнер заполнился, вывозите». И даже снимают на видео, какой транспорт приезжает. Жалуются, мол, приехал тот же мусоровоз, который смешанный мусор вывозил. Мы объясняем, что ТКО вывозят по графику и, например, стекло или пластик никогда не вывозят вместе со смешанными отходами».

Тем не менее, в министерстве отмечают, что сортированных отходов все еще мало — нужно большее вовлечение населения в процесс сортировки и большее количество переработчиков.

Новые мусоросортировочные комплексы также в планах — их будут строить региональные операторы по обращению с отходами. Эти объекты должны появиться в Дюртюлинском, Мелеузовском, Благоварском, Салаватском, Балтачевском, Давлекановском, Чекмагушевском и ряде других районов Башкирии. Сейчас в республике действует 13 мусоросортировочных комплексов и 34 полигона захоронения отходов.

Возвращаясь к теме эко-ответственности бизнеса, надо отметить, что это необязательно должны быть крупные производственные проекты. Например, СИБУР анонсировал тему вовлечения вторсырья в свое производство только в 2020 году, а заниматься эко-инициативами в стране начал гораздо раньше. Эко-проекты общественных организаций и волонтеров компания поддерживает в рамках собственной программы «Формула хороших дел», часть инициирует сама, часть — реализует вместе с партнерами.

Например, в марте этого года СИБУР и сеть отелей AZIMUT Hotels запустили проект «Пластик — не мусор». В рамках проекта в номерах отелей, участвующих в акции, гостевые косметические принадлежности и аксессуары были заменены на более экологичные: зубная щетка, расческа, рожок для обуви и крышки от флаконов для шампуня, лосьона и геля для душа выполнены c использованием вторичного пластика, а сами флаконы — из первичного ПЭТ, который пригоден для переработки.

На информационных материалах в номерах отелей появились напоминания для гостей с просьбой не выбрасывать использованные косметические принадлежности, а оставить их на раковине — они будут переданы на переработку. В результате онлайн-опроса, в котором участвовали 2500 гостей сети отелей, 93% поддержали новую инициативу и оценили ее реализацию на 5/5. На сегодня к инициативе присоединились уже 10 отелей сети в 8 городах России. Уфа в этом списке может появиться уже в следующем году.
Кстати, пока некоторые компании, действительно, стремятся сделать свой бизнес экологичнее, другие манипулируют этим понятием —–так появился термин «гринвошинг» (green — зеленый и whitewashing – отбеливание, англ.). Несуществующая эко-маркировка, использование слова «натуральный» на упаковке (что не всегда равно «безопасный»), «зеленый» дизайн – все это приемы гринвошинга.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОВТОРНО

Использовать вещи повторно, потому что их и так произведено уже слишком много — еще один базовый принцип «Zero waste». Ухаживать за вещами, чтобы продлить срок их службы, меняться ими, продавать на специальных интернет-площадках вроде «Авито» — к этому призывают последователи концепции.

Этот принцип нашел большое применение в творческой сфере — во всем мире набирает обороты движение «апсайклинг» («повторное использование»). Бренды используют старые вещи для новых коллекций, старые скейтборды — для создания украшений, использованные баннеры — для пошива модных сумок и так далее. Каталог российских апсайкл-брендов начал вести сайт upcycling.vtoroe.ru.