Жители республики предпочитают экономить время и силы, и даже после отмены режима самоизоляции популярность услуг доставки не снижается. Этой осенью жители Башкирии стали тратить в шесть раз больше денег на доставку еды, а средний чек на один заказ вырос минимум на 5%. Бесперебойно работать и не потерять ни одного заказа онлайн-сервисам помогают облачные технологии. Спрос на облака ежегодно растет на 20-25%, а в таких сегментах как e-commerce и сфера услуг, – темпы роста еще выше.

Уход в онлайн и новые ожидания покупателей

На территории региона и столицы Башкирии лидирующими игроками на рынке доставок товаров являются сервисы OZON и Wildberries, продукты из супермаркетов можно заказать через «СберМаркет», а готовые блюда из ресторанов привезут курьеры «Яндекс.Еды» и Delivery Club.

Прошлый год привел в онлайн большое количество новых пользователей, отметила менеджер по коммуникациям OZON Яна Гаврилова. В первом полугодии 2021 года оборот от продаж OZON в Башкирии вырос в 2,5 раза год к году, количество заказов — в 3,3 раза, активных клиентов — в 2,4 раза. По данным компании, площадку активно развивают представители малого и среднего бизнеса, представляя свои товары. По итогам первых шести месяцев 2021 года количество продавцов из республики увеличилось вчетверо год к году, а их совокупный оборот вырос в пять раз. «Сейчас в регионе работает порядка 320 брендированных точек выдачи заказов — пунктов выдачи и постаматов. Больше половины всей партнерской сети в этом регионе сосредоточена в Уфе, в городах поменьше все еще высокая необходимость в новых пунктах и, как следствие, большой потенциал для развития франшизы», — сказала госпожа Гаврилова.
В Башкирии на площадке Wildberries количество продаж за минувший год выросло на 111%, за этот период около 366 тыс. жителей региона совершили хотя бы один заказ на онлайн-площадке. На сегодняшний день в республике работает 315 пунктов выдачи заказов. Количество пользователей растет благодаря логистической службе, широкой сети пунктов выдачи заказов, а также развитой IT-системе, заявляет менеджер по связям с общественностью компании Wildberries Алексей Третьяк.

Рестораны «на диване»

Активно пользоваться сервисами доставки за последний год начали рестораны. В разгар пандемии это стало единственным способом, чтобы выжить представителям сферы общепита, рассказал руководитель отдела маркетинга сети ресторанов Leader Group Иван Лубяной. «Доставка — это уже весомая доля рынка, и она продолжает увеличиваться. Многие, попробовав доставку в период, когда выбора не было, начинают регулярно ей пользоваться», — отметил он.
Действительно, онлайн-торговля переживает сейчас настоящий бум, поэтому спрос на цифровые технологии среди интернет-магазинов, а также сопутствующих им сервисов доставки и курьерских служб, как никогда, велик. «Ранее планомерные изменения по цифровизации бизнеса приобрели форму революционного сдвига. Доля онлайн-составляющей у многих компаний резко возросла, появились новые каналы продаж и коммуникаций. Резкий рост нагрузки испытали сервисы доставки, образовательные платформы, онлайн-ритейл. Мы зафиксировали практически двукратный рост спроса на облачные решения в республике по сравнению с прошлым годом», — рассказал директор МТС в Башкирии Егор Фисюк.

Цифровая бизнес-модель

Облака позволяют бизнесу, во-первых, сохранять гибкость — предприниматель сам решает, какой объем хранилища нужен ему в данный момент, и платит только за реально используемую мощность. Это особенно актуально в периоды распродаж или праздников, когда нагрузка на ИТ-ресурсы возрастает в разы. Облака помогают интернет-магазинам, сервисам доставки и мобильным приложениям справиться с наплывом покупателей. Использование облачной модели избавляет от необходимости создавать собственную инфраструктуру для выпуска клиентских онлайн-приложений. И, что немаловажно, не приходится тратить время на закупку ИТ-оборудования. Все это способствует тому, что сроки реализации проектов сокращаются в разы.

Во-вторых, безусловно, роль играет и финансовый фактор: аренда облака выгоднее покупки собственного «железа», а свободные средства можно направить на развитие бизнеса. Объем облака можно увеличивать постепенно, по мере роста бизнеса и объема данных. Аренда виртуальных серверов обходится значительно дешевле: бизнес экономит от 20% до 30% на ежемесячных расходах.
Как уверяют эксперты, хранение данных в облаке безопасно и подходит для ритейл-компаний, которые работают с персональными данными клиентов. «В облаке #CloudMTS можно хранить и обрабатывать любые виды персональных данных, также размещать государственные информационные системы всех уровней и масштабов, за исключением тех, которые содержат гостайну. Это могут быть паспортные и медицинские данные человека и другие категории данных», — поясняет Егор Фисюк.

Исследовательская компания Markets and Markets прогнозирует, что до 2025 года объем глобального рынка облаков будет расти с темпом 17,5%. По итогам прошлого года аналитическая компания iKS-Consulting оценила российский рынок облаков почти в 100 млрд руб. Облака позволяют компаниям оперативно масштабироваться, создавать цифровые платформы для управления операционными процессами и онлайн-сервисы для покупателей.